Car sharing в Италии

как сэкономить на такси и собственном автомобиле

Car Sharing — это панацея. Правда-правда. И для тех, кто живет в городе, и собственной машины не имеет, а иногда она очень даже нужна. И для тех, кто живет, машину имеет, а заодно имеет и кучу расходов, с нею связанных, и хотел бы от этих расходов избавиться и машину под рукой сохранить. И для туристических/ деловых поездок — далеко не всюду удобно добираться общественным транспортом или такси. И вот тогда на помощь приходит то, что в переводе на русский звучит длинно и скучно, — «совместное использование машины»или car sharing. Впервые мы столкнулись с ним в Германии, потом опробовали в Италии, а этой зимой подобный сервис появился и в Москве. Но я расскажу о car sharing на примере итальянских городов. Как раз сезон уже начался, и многим туристам эта информация может быть полезна.

image009

История вопроса

Тема car sharing появилась в Италии больше десяти лет назад, когда в 2002-2005 годах власти запустили тестовый проект по совместному пользованию автомобилями в шести городах: Венеции, Болонье, Турине, Римини, Генуе и Модене. Затем к ним присоединились Рим, Милан, Флоренция и далее по списку крупных городов. Проект осуществлял национальный консорциум ICS (Iniziativa Car Sharing). В каждом городе у него был подрядчик – местная автокомпания, которая предоставляла автомобили и обслуживание.

Цель всего проекта – уменьшить авто-трафик и уровень загрязнения воздуха в крупных городах, постараться убедить горожан расстаться со второй машиной в семье, заменив ее на car sharing сервис. Для начала горожанам предложили фиаты-панда, пообещав в будущем пересадить на совсем экологичные тойоты приусы. До тойот дело пока так и не дошло, а вот самой услугой народ начал пользоваться активно.

images (2)

Фиаты от Enjoy

Система работает так: клиент платит единоразовый регистрационный взнос 60 евро и оплачивает годовое членство в размере 120 евро. Получает членскую карточку и может пользовать машинами, оплачивая свою поездку из расчета 2.5 евро за час и 0.39 евро за каждый километр. На первый взгляд, цены немаленькие. С другой стороны, посчитайте стоимость аналогичной поездки на такси или стоимость владения собственным автомобилем (а в Италии одна страховка чего стоит плюс  парковки, заправки, техосмотры и прочие расходы)  и цена уже кажется вполне приемлемой. И не только мне. Например, на тестовые 12 машин, что пустили ездить по Флоренции, к системе подключились 166 пользователей, в Болонье на 41 машину было 1264 пользователя, а в Милане на 141 автомобиль – более 6000 человек.

И тут грянул бум!

images (1)

SMART-ки от Car2go

А потом начался car sharing бум. Когда? Аккурат в кризисные 2008-2011 годы, когда любые идеи о том, как сэкономить деньги и сделать бюджетно, были очень востребованы. В разных странах car sharing строился по разным экономическим моделям. В Италии она приближена, скорее, к модели функционирования общественной транспортной системы.

В условиях небольших, но перенаселенных людьми и транспортом, итальянских городов, у car sharing масса плюсов. Если тебе нужна машина, то достаточно открыть специальное приложение и посмотреть по карте: в радиусе от 100 м до километра обязательно будет несколько вариантов. При этом не нужно платить ни за бензин, ни за парковки. Кроме того, на car sharing машинах обычно разрешен въезд в зоны с ограниченным трафиком в историческом центре города. Также, поскольку car sharing машины по статусу приравнены к общественному транспорту, то на них разрешено ездить по выделенным полосам для автобусов и такси (справедливо только в отношении государственных перевозчиков!).

С конгломератом получилась типичная для Италии история: единую концепцию во всех городах создать не удалось, бизнес фрагментировался и разделился на два направления:

  • Компании, которые продолжают дело ICA и работают по принципу клуба
скачанные файлы (1)

Car Sharing Roma

Необходимо оплатить вступительный и членский взносы, получить карточку/ электронный ключ и в течение года пользоваться парком автомобилей компании. Например, так работает государственная компания Car Sharing Roma.

Годовое членство стоит 100 евро (1 человек) или 140 евро (семья).

Парк машин: в основном, фиаты от панды до мини-вена.

Тарифы: от 1-2.50 евро в час в зависимости от класса машины, и от 0.34-0.45 центов за километр при пробеге до 150-ти километров, и от 0.25-0.34 центов за километр – если накрутили свыше 150-ти км.

Бензин и страховка: вы не платите ни за одно, ни за другое. Если вдруг (что бывает крайне редко!) в машине недостаточно бензина, вы можете использовать предоплаченные карты для заправки, которые всегда есть в машине. В благодарность за хлопоты вам подарят 10 минут катания бесплатно (если, конечно, вы не забудете внести свои действия в бортовой компьютер).

Плюсы Минусы
— хороший выбор моделей от компакт-класса до мини-вэна- круглосуточный доступ в ограниченные для трафика центральный районы города- бесплатный паркинг в местах с голубой разметкой- возможность ездить по выделенным полосам для автобусов и такси- около 600-та машин на город, припаркованных в четко определенных местах: вы всегда знаете, какие машины есть у вас в округе и где их искать

— машины можно бронировать через вебсайт или колл-центр сколь угодно заранее

— по окончании аренды вы должны вернуть машину на то парковочное место, с которого ее взяли- за каждой машиной закреплено постоянное парковочное место (не считая разъездов по городу, когда в аренде), поэтому вы можете оказаться в окружении только «панд» или мини-вэнов либо ближайший стационарный паркинг может быть от вас в километре.

Аналогичный сервис есть в Турине, Флоренции, Неаполе, Болонье, Венеции, Генуе, Падуе, Парме, Палермо и Кальяри.

  • Компании, не использующие клубные схемы, а работающие на широкий рынок, включая туристов

На этом многообещающем рынке работают как итальянские, так и международные операторы, в частности Car2go, Enjoy, E-Vai, Bike-Mi, Twist, PlayCar.

Для удобства я решила сравнить условия от самых крупных и часто встречающихся car sharing компаний в Италии.

  Car2go Enjoy EVai
Откуда родом? Немецкая компания, появившаяся под крылом корпорации Daimler Партнерская инициатива ENI, Fiat и Trenitalia Semsgroup.it
Где работает? Рим, Милан, Турин, Флоренция Рим, Милан, Флоренция, Турин, Римини (с июля по сентябрь) Милан, Бергамо, окрестности озер Комо и Гарды
Парк машин Очаровательные SmartsJ) Ярко-красные фиаты-500 Электромобили и машины, ездящие на газе
Как можно забронировать? Через мобильное приложение.Либо с помощью специальной членской карточки Через мобильное приложениеПредварительная бронь – 90 мин (15 мин – бесплатно и 75 мин по 10 центов каждая)Показывает расстояние до машины Через колл-центр или вебсайт либо через специальные E-Vai точки (вокзалы, крупные станции метро, возле достопримечательностей)Предварительная бронь – 20 мин бесплатно
Регистрация Есть взнос – 19 евро. Онлайн-регистрация на сайте либо в фирменных точках, расположенных в городе. Бесплатна. Через приложение Через колл-центр или вебсайт либо через специальные E-Vai точки
Тарифы 29 центов/мин независимо от того, в движении или припаркованаЕсть предоплаченные пакеты: 120 мин в месяц (24 цента/ мин) и другие 25 центов/мин в движении до 50-ти км;После – тариф 25 центов/ км10 центов/мин – парковка 5 евро в час – для электромобилей2.40 евро в час плюc 0.48 евро/ км — для машин, ездящих на газе (endothermic cars)
Тариф на весь день 59 евро 60 евро 60 евро
Сайт https://www.car2go.com/ https://enjoy.eni.com/ https://www.e-vai.com/

Замечу, что доступ в ограниченные зоны и бесплатный паркинг (где захотел, там и оставил, возвращать эти машины на место не нужно) разрешены и для частных car-sharing компаний. Бензин и страховка — также аналогично пункту 1. Ездить по выделенным полосам запрещено.

Кто еще не сталкивался с системой car sharing, поясню, как она работает.

Регистрация: выбираешь компанию, услугами которой будешь пользоваться, скачиваешь мобильное приложение себе на смартфон и заводишь личный профиль. Для регистрации будут нужны: водительские права, паспорт или удостоверение личности, кредитная карта.

img_raggiungi_auto

Путь до машины

Бронирование: по карте в приложении находишь ближайшую к тебе припаркованную машину, ее можно бесплатно забронировать на 20-30 минут, пока ты к ней идешь.

Поездка: подходишь к ней и нажимаешь кнопочку «Начать аренду» (в разных версиях это будет Start, Go, Begin и так далее). В машине установлен электронный замок, сигнал со смартфона ее открывает. С этого момента у многих операторов начинают тикать минуты аренды. Некоторые операторы, например, Enjoy, просят ввести персональный цифровой код в мини-компьютер в машине перед тем, как начать движение, и минуты аренды отсчитываются отсюда. Ключ обычно находится в специальном отделении на передней панели или возле рычага переключения скоростей.

interno_500_03

Бортовой компьютер

Завершение: приехал, куда было нужно, припарковался, вышел из машины (!), нажал кнопочку «Завершить аренду». Замок заблокировался. Если аренда отсчитывается бортовым компьютером, то кнопку нужно жать на нем. Убедитесь обязательно, что загорелся желтый экран с подтверждением, что аренда закончена! Деньги автоматом списываются с привязанной к профилю кредитной карты.

Закрепить машину за собой: если вы приехали куда-то ненадолго, и хотели бы сохранить машину, то для этого предусмотрена опция «Оставить за собой». Тогда на карте эта машина будет помечена как припаркованная, но недоступная для бронированию другими людьми. Для такой парковки предусмотрен и специальный сниженный тариф.

ВАЖНО! Если ваши водительские права выданы в ЕС или Швейцарии, то можете кататься без ограничений. Права, выданные вне ЕС, должны быть международными и действительны они лишь в течение 6-ти месяцев с момента въезда в страну.

ОЧЕНЬ УДОБНОЕ приложение Bat Sharing – агрегатор всех car sharing  компаний, работающих в Италии. Если вы зарегистрированы больше, чем у одного оператора, то с помощью этого приложения у вас появляется «сервис единого окна» для всех них.

Расскажите, кто подобными услугами еще пользуется? Что нравится/ не нравится? Порекомендуете что-тотем, кто только собирается подключаться?

Подписаться на рассылку «Знаков в пути» или узнать подробнее, что она собой представляет можно здесь: ТЫЦ!

Будь в курсе!

Обидные, нерелевантные, рекламные комментарии удаляются, авторы идут в бан. Содержательные дискуссии приветствуются и поощряются:) Авторы получают плюшки.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

16 thoughts on “Car sharing в Италии

  1. Елена, мне кажется дороговато. если только ты вы регулярно проводите время там… Я вот планирую ехать первый раз. И мне кажется дорого оплачивать годовой абонемент. Интересно, услышать еще мнение, если уже пробовали. Спасибо!

  2. Ни для кого не секрет, что самый дорогой проезд по автострадам Европы — в Италии, самый дорогой бензин — в Италии, парковки € 1,5 и € 2,5 за час. Здесь, по ту сторону границы, меняется отношение к тратам и прочим материальным вопросам. Правда, зачем вторая машина в семье, когда тебе не нужно ехать на ней на дачу или на работу, потому что идет дождь? Поэтому приобретение абонемента на пользование Машинкой в Турине ( тут пошла почти реклама), оказалось палочкой-выручалочкой. Простой математический подсчет: Стоимость самого Авто+страховка+ проезд, парковки, бензин и другие расходы. Итого за год ,,, ммм, у всех по разному. Car sharing пользуюсь, когда есть необходимость, а возникает она не так часто. Удобно, бензин и страховка включены; съездила куда нужно, поставила машинку на место и забыла про нее.
    Первые поездки были на «нервах». Особенно в электрическими машинками. Не всем Женщинам удается с первого раза разобраться с бортовым компьютером. Я ошиблась в функциях и случайно отменила поездку, комп тут же заблокировал машину и аннулировал мою бронь. Мне пришлось бронировать заново и перемещаться к другой машине, находящейся в другом квартале. Были еще неприятные моменты, но это мелочи. Главное держать при себе номер телефона горячей линии номер карточки Car sharing.
    Мне интересно, брал ли кто нибудь машину на неделю, какой был километраж и во что обошелся?

    • Мы с сентября будем снимать новую квартиру в Болонье, там есть Car Sharing Bologna, буду разбираться с их машинками. Интересно, какой у них парк:) Я до этого уже немного ездила на гибридах, у меня была тойота приус, но это, конечно, не чисто электромобиль.

  3. По Флоренции??? А где там ездить то???))) город то маленький… А Болонья и того меньше… Я понимаю машина нужна в Лиссабоне например, когда ты в городе на три дня и надо и город посмотреть и на Кабо да Рока успеть сгонять и в Синтру заехать… А в Италии города в большинстве своём маленькие, гулять по ним пешком одно удовольствие…

    • Мы живем в Италии, поэтому активно пользуемся. И друзья-итальянцы также пользуются, потому что если владеть машиной в городе, а не в деревне, то косты очень высокие. А машина периодически нужна даже во Флоренции: съездить за крупными покупками или посмотреть замок в окрестностях города, куда общественным транспортом, который не блещет в Италии, добираться очень неудобно. А текст у меня разбит на 2 части: для тех, кто живет иди часто бывает, и для туристов. Если вы возьмете машину в Enjoy иди E-vai, то только повременная оплата. И даже с регвзносом в 20 евро Car2go экономически более выгоден, чем арендованная машина. А в Милане или Риме вообще без car sharing пропадешь. Мы и в Москве подобным сервисом пользуемся, когда приезжаем. И в Берлине друзья постоянно пользуются, а они считать деньги умеют;)

      • Понял вас Елена, видимо не внимательно прочитал и не понял что вы живёте в Италии постоянно. Тогда да, конечно, так удобнее… А что касается общественного транспорта итальянского — это да…отдельная песня…))) сталкивались…

  4. Какая красота, практически гениально, жаль, что у нас такого нет, а аренда космическая, а так иногда нужна машина на пол-дня или на пару дней. Говоришь, в России тоже появилось, кинь, плиз, ссылки, явки, пароли

  5. Заплати членский взнос, подпиши договор, получи карту — не совсем подходит для туристов. в нормальных странах типа Таиланда или Германии прокатные машины стоят так дешево, что нет никакого смысла что-то выдумывать. В странах, где рабочая сила не дорогостоящая и такси стоит дешево — Гонконг, Сингапур. в Таиланде вообще коммунизм. Просто роботы заменят никчемных человеков и все будет ок.
    на самом деле все эти микро аренды (как и микро кредиты) — сверх прибыльная история. Экономически выгодно владеть своим автомобилем. желательно жить в деревне при этом.