Плавучие пирсы Христо: золотая дорога на озере Изео

«По ощущениям это напоминает ходьбу по воде или по спине кита, — говорит Христо Явачев, построивший трехкилометровую водную дорожку на озере Изео на севере Италии. Вы когда-нибудь ходили по спине кита? А мы вот вчера прошлись. Меня всегда привлекали объекты лэнд-арта, чего стоит галерея в ущелье швейцарского скульптора Not Vital. Но когда ты смотришь на объект искусства – это одно, а когда ты с ним взаимодействуешь – это совсем другое. Инсталляция просуществует всего 16 дней, с 18 июня по 3 июля. За первые 10 дней по водной дорожке уже прошлись больше 250 тысяч человек. И если вы хотите приобщиться к самом громкому культурному событию этого месяца в мире, то поспешите на Изео.

про-2

Упаковка или искусство

eEsV5E2sbLIWwMn6fiCR5g-articleХристо Явачев – американский лэнд-арт художник болгарского происхождения. Плавучие пирсы – это уже 23-й по счету крупномасштабный проект Христо. Его называют «виртуозом обертки». Еще в 1960-е он разработал концепцию «ампакетажа» (empaquetage — упаковка), которая принесла ему мировую известность. Сначала он оборачивал банки, потом деревья, машины, закончилось все зданиями и целыми ландшафтами. Христо укрывал материей побережье Австралии возле Сиднея, оборачивал музей современного искусства в Чикаго и Новый мост в Париже, упаковывал в розовую пленку острова во Флориде, выстраивал 24 мили «бегущей изгороди» в Калифорнии.

кол-1

Все это временные произведения, которые, как и многие другие моменты радости и красоты, присутствуют в нашей жизни совсем недолго, обычно около двух недель, затем демонтируются и исчезают. Использованные материалы перерабатываются, кусочек природы или здание возвращается к своему прежнему состоянию, но все же оно уже не совсем прежнее. Что-то меняется. Прежде всего, в восприятии людей.

кол-3

Одной из самых значимых работ Христо был «Обернутый Рейхстаг. Берлин», причем переговоры художник начал задолго до того, как объединились Западная и Восточная Германии. В 1994-м году впервые (!) произведение искусства, еще даже не существующее, обсуждалось на заседании бундестага и было принято с перевесом всего в 70 голосов.

кол-2

Самым амбициозным и  дорогим проектом Христо стал проект «Зонтики. Япония – США», когда одновременно в японской провинции Ибараки и в штате Калифорния было открыто 3100 зонтиков. Место каждого зонтика тщательно определялось с учетом множества факторов. В Японии нужно было учесть восприятие пешеходов, а в Калифорнии зрителями были водители, мчавшиеся по автостраде со скоростью 100 км/час. В этом проекте впервые воплотилась идея реализации одновременного события в двух отдаленных точках земного шара.

Шагать по воде

Проект плавучих мостов Христо придумал вместе со своей женой Жан-Клод, которая была его партнером и коллегой, еще в 1970-м, но реализовать смог только 45 лет спустя и уже после ее смерти. На то, чтобы воплотить замысел, потребовалось 15 млн евро и 22 месяца. Все проекты Христо реализует за свой счет, не прибегая к спонсорской помощи. И при этом помогает соотечественникам: на пирсах работала, преимущественно, болгарская команда.

water2

Болгарские и французские инженеры и водолазы установили десятки бетонных свай на дне озера Изео и соединили их лентой из 220 тысяч полиэтиленовых кубов. Получилась трехкилометровая дорога шириной 10 м между прибрежным городком Сульдзано, островами Монте-Изола и Сан-Пауло.

DSC05220

Для обертки художник выбрал ярко-желтый нейлон, который меняет цвет в зависимости от погоды и освещения. Посмотрите, какая игра цвета.

про-3

Декорированы не только пирсы, но и прилегающие улицы и площади.

DSC05213

Внутри, на узких улочках Монте-Изолы появились картины и рыбацкие сети.

DSC05216

Идти по дороге Христо рекомендовал босиком. Так и делаем.

IMG_2288

Говорили, что инсталляция будет открыта круглосуточно, но в целях безопасности власти все-таки закрывают доступ примерно с часу ночи до семи утра. В 7 утра на вход уже собирается толпа из нескольких тысяч человек, поэтому есть смысл ехать вечером.

DSC05255

Круглосуточно на пирсах дежурят спасатели на лодках, очень симпатичные.

DSC05243

DSC05241

Практическая часть

Готовьтесь к долгой прогулке. Мы были в городке Изео, где все оставляют машины, в 19.30. Обратно мы сумели вернуться только в пол-второго ночи. Из Изео и других окрестных городков в Сульдзано ходят автобусы и поезда. Четырехкилометровая зона возле Сульдзано перекрыта и внутрь пускают только общественный транспорт и машины резидентов.

Парковок много, в среднем, 15 евро за день, но можно отыскать и бесплатную. Автобусное сообщение организовано хорошо: их много, они бесплатны, очереди двигаются быстро. А вот количество электричек итальянцы увеличить поленились, поэтому 1-2 поезда в час буквально штурмуют. Вот, например, ожидающие поезд в сторону Изео в полночь.

DSC05281

Сойдя с автобуса или поезда в Сульдзано, ты сразу же утыкаешься в хвост очереди. По словам друзей и знакомых, стоять до входа на пирсы, в среднем, приходится 2 часа. Хитрыми путями мы проскочили за 15 минут, но не всем так везет.

толпа

DSC05183

Внутри хорошо. Можно гулять, сидеть в кафе и пить франчакорту с видом на пирсы.

DSC05193

DSC05232

DSC05238

Обязательно прогуляйтесь внутрь острова: чувствуешь себя словно в декорациях карнавала или на киносъемке, но тут тебя хлопает по носу сушащимся на веревке бельем, и ты понимаешь: — Жизнь!

DSC05217

Дойдя до острова Монте-Изола, поворачиваем влево и через некоторое время вступаем на новую дорожку – до частного островка Сан-Паоло.

DSC05266

Меня восхищает долготерпение местных жителей. Все долгие месяцы монтажа и эту круглосуточную вакханалию  под окнами они переносят стоически. Хотя, кассу они, конечно, сделают за год, если не за два.

DSC05221

Обратно мы возвращаемся уже за полночь. Народ схлынул и вот только сейчас, наконец-то можно ощутить замысел мастера: когда на пирсы не давит вся эта масса людей, они прогибаются мягкой волной у тебя под ногами, как спина огромного животного, легко пружинят и подталкивают тебя: Иди, иди.

DSC05278

DSC05272

DSC05264

Если вы вдруг живете, гостите сравнительно недалеко от озера Изео, я вам очень рекомендую успеть. В конце концов, такое масштабное искусство не случается каждый день, и удивительное впечатление в вашу личную коллекцию гарантировано. Вы ведь собираете, да?

DSC05247

В посте использованы фото автора Елены Асановой, а также Marco Pirondini, Angela Tsa, архивные фото с сайта lookatme.ru.

Подписаться на рассылку «Знаков в пути» можно чуть ниже. Узнать подробнее, что она собой представляет можно здесь: ТЫЦ!

Будь в курсе!

Обидные, нерелевантные, рекламные комментарии удаляются, авторы идут в бан. Содержательные дискуссии приветствуются и поощряются:) Авторы получают плюшки.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

24 thoughts on “Плавучие пирсы Христо: золотая дорога на озере Изео

  1. наш знакомый там сдал свою виллу на 24 тыщи евро в день немцу. на десять дней. конечно, они стоически все терпят, еще б не потерпеть)) репортаж отличный!

    • в день?! О боги)) В конце концов,всегда можно забраться на гору за уединением, но все равно опыт проживания у немца, наверное, потрясающий)

      • да-аа) я раз сто переспросила, точно ли в день, а может за все 10 дней, но мне раз сто подтвердили и попросили не тупить)))

  2. Лена, очень интересная статья:) мы вот в выходные собираемся…. Видимо надо точно ехать к вечерув такую жару долго не простоишь в очередях

  3. Скажу, что организация отвратительная!!! Ждала с нетерпение поездки на озеро, но была очень разочарована…. Выбрали день, когда играла сборная Италии на евро, наивно полагая, что народу будет меньше. 1 час потрачен на дорогу и поиск парковки, она к слову, стоит 20€, 1 час ожидания автобуса, стоимость проезда 5€, хотя изначально было заявлено, что проект бесплатный и 2 часа на то, чтобы нога вступила на тот самый разрекламированный мост….но радости от увиденного не произошло, тк солнце село за горизонт и наступила темнота

    • Когда каждый день озеро посещает по 20 с лишним тысяч человек, вряд ли организацию можно сильно улучшить при существующих ограничениях инфраструктуры. Мы были в тот же день что и вы, но впечатления другие.

  4. Мы ездили в Sulzano на туристическом автобусе Zani-viaggi из Милана 23 июня. По тв заранее предупреждали,что на своей машине приезжать не рекомендуют,т.к. есть проблемы с парковками.
    Приехали туда в 10,уехали в 14:30.
    Да,час ждали в толпе,чтобы зайти на надувной мост.
    Минус —в тот день было очень жарко.

    Я не жалею,что съездила.Это событие.
    Вот,сделала в ЖЖ несколько постов
    http://marinamilan.livejournal.com/1024725.html

  5. Про цены.
    По 25 евро с человека мы заплатили туроператору за поездку.
    Милан-Сульцано-Франчакорта Аутлет-Милан.
    Никакой нервотрёпки с парковками. Цену я считаю гуманной)

    Обедали в Ristoro Oratorio San Giorgio —по 13 евро за обед.
    Это лазанья и тальята на гриле,вода.
    Ораторио Сан Джорджио стоит в Сульцано на горе над городком.

    На площади городка есть и маркет /вода из холодильника/ ,и разные пиццерии и бутербродные. Персонал очень старательный и гостеприимный.
    Народ там массово покупал пиццы на вынос

  6. А я прочитала в тех же СМИ что девушке одной там плохо стало, и упала она в воду….возможно от жары. Но факт в том, что при всём том количестве народу что там ходит, никто не пошевелился… ушла на дно…

  7. подскажите, пожалуйста — если доехать на поезде до Сульзано, то это конечная остановка? уже автобус не нужен? сразу гулять, да?:)

  8. Не попадем, жаль. Зато фото и статья-как будь то там побывала.Спасибо. Сети и картины, так загадочно, очень понравилось.

  9. Более 200км,два с половиной часа в пути..потом еще пешком,потом на электричке и 2 часа простоять в очереди.Мы подумали и отказались от затеи.Тем более я и не поняла чем так сильно отличается от других мостов на озерах.Тем,что авторский, желтый,или что без поручней?)Мы лучше рядом на озеро Авиньяна поедем) Это более для миланцев,думаю..

    • Людмила, это не мост. Это плавучая штука. Как огромный надувной матрас, по которому ты идешь. Ощущения как будто ходишь по воде. Это я представляю, поскольку не была, но слышала отзывы. Мы тоже не доедем — от нас далеко. 🙁 Но я бы очень туда хотела!!!