«По ощущениям это напоминает ходьбу по воде или по спине кита, — говорит Христо Явачев, построивший трехкилометровую водную дорожку на озере Изео на севере Италии. Вы когда-нибудь ходили по спине кита? А мы вот вчера прошлись. Меня всегда привлекали объекты лэнд-арта, чего стоит галерея в ущелье швейцарского скульптора Not Vital. Но когда ты смотришь на объект искусства – это одно, а когда ты с ним взаимодействуешь – это совсем другое. Инсталляция просуществует всего 16 дней, с 18 июня по 3 июля. За первые 10 дней по водной дорожке уже прошлись больше 250 тысяч человек. И если вы хотите приобщиться к самом громкому культурному событию этого месяца в мире, то поспешите на Изео.
Упаковка или искусство
Христо Явачев – американский лэнд-арт художник болгарского происхождения. Плавучие пирсы – это уже 23-й по счету крупномасштабный проект Христо. Его называют «виртуозом обертки». Еще в 1960-е он разработал концепцию «ампакетажа» (empaquetage — упаковка), которая принесла ему мировую известность. Сначала он оборачивал банки, потом деревья, машины, закончилось все зданиями и целыми ландшафтами. Христо укрывал материей побережье Австралии возле Сиднея, оборачивал музей современного искусства в Чикаго и Новый мост в Париже, упаковывал в розовую пленку острова во Флориде, выстраивал 24 мили «бегущей изгороди» в Калифорнии.
Все это временные произведения, которые, как и многие другие моменты радости и красоты, присутствуют в нашей жизни совсем недолго, обычно около двух недель, затем демонтируются и исчезают. Использованные материалы перерабатываются, кусочек природы или здание возвращается к своему прежнему состоянию, но все же оно уже не совсем прежнее. Что-то меняется. Прежде всего, в восприятии людей.
Одной из самых значимых работ Христо был «Обернутый Рейхстаг. Берлин», причем переговоры художник начал задолго до того, как объединились Западная и Восточная Германии. В 1994-м году впервые (!) произведение искусства, еще даже не существующее, обсуждалось на заседании бундестага и было принято с перевесом всего в 70 голосов.
Самым амбициозным и дорогим проектом Христо стал проект «Зонтики. Япония – США», когда одновременно в японской провинции Ибараки и в штате Калифорния было открыто 3100 зонтиков. Место каждого зонтика тщательно определялось с учетом множества факторов. В Японии нужно было учесть восприятие пешеходов, а в Калифорнии зрителями были водители, мчавшиеся по автостраде со скоростью 100 км/час. В этом проекте впервые воплотилась идея реализации одновременного события в двух отдаленных точках земного шара.
Шагать по воде
Проект плавучих мостов Христо придумал вместе со своей женой Жан-Клод, которая была его партнером и коллегой, еще в 1970-м, но реализовать смог только 45 лет спустя и уже после ее смерти. На то, чтобы воплотить замысел, потребовалось 15 млн евро и 22 месяца. Все проекты Христо реализует за свой счет, не прибегая к спонсорской помощи. И при этом помогает соотечественникам: на пирсах работала, преимущественно, болгарская команда.
Болгарские и французские инженеры и водолазы установили десятки бетонных свай на дне озера Изео и соединили их лентой из 220 тысяч полиэтиленовых кубов. Получилась трехкилометровая дорога шириной 10 м между прибрежным городком Сульдзано, островами Монте-Изола и Сан-Пауло.
Для обертки художник выбрал ярко-желтый нейлон, который меняет цвет в зависимости от погоды и освещения. Посмотрите, какая игра цвета.
Декорированы не только пирсы, но и прилегающие улицы и площади.
Внутри, на узких улочках Монте-Изолы появились картины и рыбацкие сети.
Идти по дороге Христо рекомендовал босиком. Так и делаем.
Говорили, что инсталляция будет открыта круглосуточно, но в целях безопасности власти все-таки закрывают доступ примерно с часу ночи до семи утра. В 7 утра на вход уже собирается толпа из нескольких тысяч человек, поэтому есть смысл ехать вечером.
Круглосуточно на пирсах дежурят спасатели на лодках, очень симпатичные.
Практическая часть
Готовьтесь к долгой прогулке. Мы были в городке Изео, где все оставляют машины, в 19.30. Обратно мы сумели вернуться только в пол-второго ночи. Из Изео и других окрестных городков в Сульдзано ходят автобусы и поезда. Четырехкилометровая зона возле Сульдзано перекрыта и внутрь пускают только общественный транспорт и машины резидентов.
Парковок много, в среднем, 15 евро за день, но можно отыскать и бесплатную. Автобусное сообщение организовано хорошо: их много, они бесплатны, очереди двигаются быстро. А вот количество электричек итальянцы увеличить поленились, поэтому 1-2 поезда в час буквально штурмуют. Вот, например, ожидающие поезд в сторону Изео в полночь.
Сойдя с автобуса или поезда в Сульдзано, ты сразу же утыкаешься в хвост очереди. По словам друзей и знакомых, стоять до входа на пирсы, в среднем, приходится 2 часа. Хитрыми путями мы проскочили за 15 минут, но не всем так везет.
Внутри хорошо. Можно гулять, сидеть в кафе и пить франчакорту с видом на пирсы.
Обязательно прогуляйтесь внутрь острова: чувствуешь себя словно в декорациях карнавала или на киносъемке, но тут тебя хлопает по носу сушащимся на веревке бельем, и ты понимаешь: — Жизнь!
Дойдя до острова Монте-Изола, поворачиваем влево и через некоторое время вступаем на новую дорожку – до частного островка Сан-Паоло.
Меня восхищает долготерпение местных жителей. Все долгие месяцы монтажа и эту круглосуточную вакханалию под окнами они переносят стоически. Хотя, кассу они, конечно, сделают за год, если не за два.
Обратно мы возвращаемся уже за полночь. Народ схлынул и вот только сейчас, наконец-то можно ощутить замысел мастера: когда на пирсы не давит вся эта масса людей, они прогибаются мягкой волной у тебя под ногами, как спина огромного животного, легко пружинят и подталкивают тебя: Иди, иди.
Если вы вдруг живете, гостите сравнительно недалеко от озера Изео, я вам очень рекомендую успеть. В конце концов, такое масштабное искусство не случается каждый день, и удивительное впечатление в вашу личную коллекцию гарантировано. Вы ведь собираете, да?
В посте использованы фото автора Елены Асановой, а также Marco Pirondini, Angela Tsa, архивные фото с сайта lookatme.ru.
Подписаться на рассылку «Знаков в пути» можно чуть ниже. Узнать подробнее, что она собой представляет можно здесь: ТЫЦ!
Обидные, нерелевантные, рекламные комментарии удаляются, авторы идут в бан. Содержательные дискуссии приветствуются и поощряются:) Авторы получают плюшки.
красота какая!
наш знакомый там сдал свою виллу на 24 тыщи евро в день немцу. на десять дней. конечно, они стоически все терпят, еще б не потерпеть)) репортаж отличный!
в день?! О боги)) В конце концов,всегда можно забраться на гору за уединением, но все равно опыт проживания у немца, наверное, потрясающий)
да-аа) я раз сто переспросила, точно ли в день, а может за все 10 дней, но мне раз сто подтвердили и попросили не тупить)))
Лена, очень интересная статья:) мы вот в выходные собираемся…. Видимо надо точно ехать к вечерув такую жару долго не простоишь в очередях
А еще лучше не в выходной, если удастся, конечно))
Скажу, что организация отвратительная!!! Ждала с нетерпение поездки на озеро, но была очень разочарована…. Выбрали день, когда играла сборная Италии на евро, наивно полагая, что народу будет меньше. 1 час потрачен на дорогу и поиск парковки, она к слову, стоит 20€, 1 час ожидания автобуса, стоимость проезда 5€, хотя изначально было заявлено, что проект бесплатный и 2 часа на то, чтобы нога вступила на тот самый разрекламированный мост….но радости от увиденного не произошло, тк солнце село за горизонт и наступила темнота
Когда каждый день озеро посещает по 20 с лишним тысяч человек, вряд ли организацию можно сильно улучшить при существующих ограничениях инфраструктуры. Мы были в тот же день что и вы, но впечатления другие.
Если организацию нельзя улучшить, то 20 евро за парковку — это грабеж.
Мы оставляли машину бесплатно. И на автобусе тоже ехали бесплатно. Даже не видели мест, где можно было бы купить билет на него)
Мы ездили в Sulzano на туристическом автобусе Zani-viaggi из Милана 23 июня. По тв заранее предупреждали,что на своей машине приезжать не рекомендуют,т.к. есть проблемы с парковками.
Приехали туда в 10,уехали в 14:30.
Да,час ждали в толпе,чтобы зайти на надувной мост.
Минус —в тот день было очень жарко.
Я не жалею,что съездила.Это событие.
Вот,сделала в ЖЖ несколько постов
http://marinamilan.livejournal.com/1024725.html
Про цены.
По 25 евро с человека мы заплатили туроператору за поездку.
Милан-Сульцано-Франчакорта Аутлет-Милан.
Никакой нервотрёпки с парковками. Цену я считаю гуманной)
Обедали в Ristoro Oratorio San Giorgio —по 13 евро за обед.
Это лазанья и тальята на гриле,вода.
Ораторио Сан Джорджио стоит в Сульцано на горе над городком.
На площади городка есть и маркет /вода из холодильника/ ,и разные пиццерии и бутербродные. Персонал очень старательный и гостеприимный.
Народ там массово покупал пиццы на вынос
Благодарю, Елена за информацию! Так бы и не узнали что такую красоту сделали
прочитала где-то в итал.СМИ,что туда лучше пока не ехать..все туда уехали
Так ведь до 3 июля будет открыто… потом сворачивают… так что если не сейчас…. то потом никогда…
честно говоря,не хочется совершенно ехать туда..только представлю толпу ….
А я прочитала в тех же СМИ что девушке одной там плохо стало, и упала она в воду….возможно от жары. Но факт в том, что при всём том количестве народу что там ходит, никто не пошевелился… ушла на дно…
Девушке стало плохо в день открытия, когда была нереальная толпа, и выловили ее быстро))
подскажите, пожалуйста — если доехать на поезде до Сульзано, то это конечная остановка? уже автобус не нужен? сразу гулять, да?:)
Да, конечная. Можно сразу на пирсы)
Интересный и увлекательный рассказ, есть ощущение присутствия на пирсе
Не попадем, жаль. Зато фото и статья-как будь то там побывала.Спасибо. Сети и картины, так загадочно, очень понравилось.
Более 200км,два с половиной часа в пути..потом еще пешком,потом на электричке и 2 часа простоять в очереди.Мы подумали и отказались от затеи.Тем более я и не поняла чем так сильно отличается от других мостов на озерах.Тем,что авторский, желтый,или что без поручней?)Мы лучше рядом на озеро Авиньяна поедем) Это более для миланцев,думаю..
Людмила, это не мост. Это плавучая штука. Как огромный надувной матрас, по которому ты идешь. Ощущения как будто ходишь по воде. Это я представляю, поскольку не была, но слышала отзывы. Мы тоже не доедем — от нас далеко. 🙁 Но я бы очень туда хотела!!!