«Посмотреть всю выставку — что объять необъятное. Три раза была, увидела, наверное, только процентов десять. Она была вселенского масштаба. Организаторы, которые впервые провели Экспо 150 с лишним лет назад в Лондоне, наверное, были бы потрясены. Тогда хватило всего одного дворца — Crystal Palace. Сейчас, чтобы только пройти по Экспо в длину из конца в конец, не заходя ни в один из павильонов, придется потратить 30-40 минут».
Я представляю вам новый гостевой пост в «Знаках», за последние пару месяцев их скопилось немало, буду потихоньку выпускать их на свет. Сегодня Элеонора Скуолз, винный эксперт и издатель портала о вине и образе жизни Spaziovino, рассказывает о самом важном событии года в Италии — всемирной ЭКСПО-2015 под девизом «Накормить планету». Как сообщают новостные агентства, только что закрывшуюся в Милане выставку за полгода посетило около 21 миллиона человек. Если вы до Милана не доехали, или доехали, но увидели не все (подозреваю,что так оно и было), то дополните свои впечатления рассказом Элеоноры. Ей слово.
Планировка выставки была сделана по образцу того, как древние римляне строили города. Представьте крест. Есть главная улица Декумано, к которой примыкают павильоны. И есть одна короткая перпендикулярная улица — Кардо, вдоль которой находятся только итальянские экспозиции, включая озеро с деревом жизни и танцующими фонтанами.
Вдоль улицы выстроились павильоны отдельных стран, среди которых особенно интересно смотрелись футуристический серебряный Казахстан, экзотические Вьетнам, Эмираты, Таиланд. Запоминающийся дизайн был у Азербайджана. Маленькая, но гордая Белоруссия сделала павильон в виде зеленого холма с трактором наверху. Эффектно! Ну и, конечно, Италия, о которой позже. Итальянский павильон — палаццо — по праву хозяина был самым высоким.
На одном конце выставки насыпали «средиземноморский холм». С него отлично просматривалась иерархия павильонов и высоко реющий российский флаг. В тематических павильонах: кофе, рис, шоколад, средиземноморье, — выставлялись маленькие страны, у которых не было денег на размах. Очень понравилось то, что несмотря на достаточно линейную планировку, не было монотонности. Были проложены каналы, речки, поставлены фонтаны, по всему периметру росли деревья.
Тема выставки — накормить планету. Каждый павильон развивал ее как мог. Центральным в экспозиции был павильон «Ноль», где тема еды показывалась в планетарном масштабе. Как сделать ее доступной, понятной для сотен тысяч посетителей? На входе — декорации гигантской библиотеки, как места собрания человеческих знаний. Внутри транслируется фильм — история мальчика-пастуха, жившего в средневековье. Он гонит стадо овец, проходя через деревни, леса, реки, холмы, у моря. Фильм без звука проецируется под своды громадного зала. А за ним следует череда залов, показывающих развитие цивилизации еды. Людской поток проходит через амфору, как символ консервации продуктов, видит мельницы и традиционные экспозиции, а под конец выходит в зал с миллионом экранов, как на фондовой бирже, где показываются графики, производство, еда-еда. А в последнем зале, как часто и в жизни, навалены мусорные отбросы.
Говорят, что самые футуристические павильоны были у Казахстана и Японии. Не попала. Очереди нереальные. У Казахстана устроили живой концерт популярной музыки, чтобы народ в очереди не грустил. У павильона Японии время ожидания в очереди было 5,5 часов! Не шутка. Один из дней в очереди надо было стоять семь часов!
Вот это уже к вопросу об управлении людскими потоками. Например, многие, в том числе и мы, «покупались» на павильоны, потому что снаружи они были необычные. Например, так мы захотели увидеть Вьетнам. Отстояв 45 минут, народ змейкой попадает внутрь, где практически ничего нет, поднимается той же змейкой на второй этаж, где есть только магазин, торгующий сувенирами, где, как горячие пирожки, расходятся вьетнамские головные уборы. Все то же самое можно найти в любой этнической лавке! Или в павильоне Бразилии люди отстаивали час, чтобы пять минут полазить по гигантской сетке, представляя себя в тропическом лесу.
Зато Франция показала, как организовать ожидание более эффективно. На пространстве перед павильоном разбили огороды с достаточно широкой дорожкой. Поэтому полукилометровый хвост очереди вроде как не стоит, вроде даже идет, глазея на артишоки и синих козочек (скульптуры), на старые лозы (откуда они их только привезли!) и экраны с видео… — и вот ты уже внутри павильона.
Деревянный сводчатый зал, под сводами — продукты и миллион бутылок с вином. В центре главной инсталляции — бутылка шампанского Gosset. Тут же везде сенсорные экраны, рассказывающие про разную еду. А в одном углу установлен бюст Луи Пастера.
На выходе — бриоши и прочая выпечка. Хотела купить. Мимо проходит француженка, только что откусившая бриошь. — Вкусно? — спрашиваю. Нет, — говорит, — и морщится. Французскую бриошь не купила.
Позднее отстояли получасовую очередь, чтобы купить в сицилийском киоске пару каннноли и сорбетто. Продавцы вели себя как на Сицилии, не торопясь, отвлекаясь на что угодно, лишь бы не торопиться. Какая разница, что в очереди тридцать человек и что если быть порасторопнее, то можно больше заработать. Это же Сицилия, даже если в киоске на Экспо:)).
Павильон Малайзии
Без ожидания можно было попасть в «маргинальные» страны, особенно те, у которых не было своих больших павильонов. Например, в разные африканские, которые были сконцентрированы в павильоне кофе, или в балканские — в средиземноморском кластере.
Отдельные страны удивили. У Таджикистана, например, был отдельный большой павильон, но очередь шла быстро, внутри особенно никто не задерживался. Экспозицию они сделали в лучших советских традициях, зато какие ковры привезли! Под стать выставке — гигантские. В Черногории, куда туристы едут за морем, почему-то решили сделать мохнатый белый потолок из шерсти. Красиво, но послание миру странное.
В павильоне Святого престола кормили пищей духовной, но в ногу с последними технологиями. С одной стороны, была красивая фотовыставка, вдобавок привезли большое живописное полотно кого-то из старых мастеров.
С другой стороны, был огромный стол-экран, поделенный на множество отдельных сюжетов. Истории включались и игрались автоматически от сенсорных датчиков, можно было трогать руками и двигать предметы. В общем, интерактивная виртуальная реальность. А в конце еще предлагалось отсканировать QR-код. Прогрессивный Святой Престол — кто бы мог представить!
Самые же дорогие сокровища, о которых практически никто не знал, были собраны в музее Tesoro d’Italia. К сожалению или к счастью, анонсировали его плохо, разместили и вовсе странно — на втором этаже среди едален Eataly — поэтому даже в самый час пик очередь была 10 минут. По меркам выставки заходили сразу.
В музей привезли совершенно потрясающую арт-коллекцию со всей Италии, работы первого эшелона, от «Святой Катерины» ренессансного Мантеньи до провокационной женщины-моркови Луиджи Серафини. И даже была часть портьеры Большого театра! Я, наверное, была единственная, кто ее фотографировал.
Разумеется, было где и поесть, и выпить. Вот про последнее хочу рассказать. Идти в павильон итальянского вина я не хотела до последнего. Для меня вино — повседневная работа. Но, как оказалось, павильон того стоил. Кто был в музее вина в Бароло — поймет. Павильон производит примерно такой же эффект. Смешали все: античность и анимацию, лучшие экспонаты из винного музея Лунгаротти и Джульетту со стеной любви из Вероны, Сассикайю (Sassicaia) в космосе и диффузеры винных ароматов, оперу и современное искусство.
На втором этаже — дегустации. За умеренную плату в 10 евро можно было купить карточку и попробовать из эноматиков три любых вина. Вина — со всех регионов, несколько сотен наименований. Залы тоже были разбиты по регионам. Космическая белизна, аппараты с бутылками встроены в стены. Даже про раковины для ополаскивания бокалов не забыли! В общем, должна признать, в организационном смысле павильон вина был выполнен блестяще.
Свидание на крыше? Вы приглашены!
Как старинные ключи из Кракова несут волшебство по всему миру
Если павильон вина оставил большое впечатление, то павильон Италии — Palazzo Italia — сразил наповал, нажал сразу на все эмоции и душевные струны. Сначала калейдоскопом показали совершенную итальянскую красоту в залах, состоящих из зеркал: природу, архитектуру, искусство. Потом на проходе в следующую секцию заставили ахнуть от испуга, показывая реальную съемку того, как обрушился купол в церкви Ассизи, как метались люди, ища выход.
Дальше погрузили в интерактивную реальность: на мониторах каждый регион предлагал свои проекты будущего, которые уже существуют в реальности. Например, нитки из апельсиновой цедры, выращивание грибов на отработанной кофейной гуще или выпуск игристых вин на Монте Бьянко.
Затем люди шли в Vivaio — питомник, где каждый регион был представлен самым характерным растением. Вы знаете, что если бы не регион Фриули, то Италия осталась бы без виноградников после филлоксеры? Во Фриули находился и до сих пор действует самый большой в мире питомник виноградных лоз.
Да, и посреди этого пути был еще один зал. Макет Европы, но без Италии. Вместо Апеннинского полуострова, Сицилии и Сардинии зияла дыра, где плескалось море. Il mondo senza Italia. Где был бы мир, если бы не было Италии?
Автор текста и фотографий:
Элеонора Скоулз — издатель портала об итальянском вине и образе жизни www.spaziovino.com. Более 10 лет пишет о вине, с 2005 года живет в Италии.
Хотите стать автором гостевого поста? Напишите мне на почту и мы это обсудим! Вы не писатель, вы читатель? Тогда вам сюда:
Обидные, нерелевантные, рекламные комментарии удаляются, авторы идут в бан. Содержательные дискуссии приветствуются и поощряются:) Авторы получают плюшки.
ООО МОЯ любовь — три раза была ! Последний раз в последний день….
И в Павильоне Япония была !!! ( если интересно! )
Натали, так что там, в Японии? Впечатляюще?
Да ! Высокие технологии и очень красиво!
Фотографировали на несколько телефонов- айпадов — соберу покажу))))
И как прошел последний день? Чем-то отличался?
Большой салют по всему Декумано .
Я ещё и на дискотеке в Павильоне Германии потанцевать успела )))
И очередей чуть меньше было — посетили padiglione Zero,Padiglione vini italiani,Francia,Germania итд